Рулетка окружена флером чарующей магии. Играть легко. Она обладает аурой утонченности и драмы. Иногда встречаются удивительные комбинации выигрывающих номеров — 9 июля 1959 года в отеле "Эль Сан-Хуан" цифра 10 встретилась 6 раз подряд. У азартного игрока рулетка может создать сильное впечатление, что характер и ум должны дать положительный результат, если с их помощью удается создать подходящую систему.
Обычно любая система предполагает выработку модели. В простейшей форме теория выглядит примерно так: если ты бросаешь монету 100 раз, то она ляжет на "орла" примерно в 50 случаях. Если она ложится на "решку" 20 раз в первых 20 бросках — теоретически., — то существует серьезный шанс, что она "исправится" и упадет на "орла" в следующий раз. А у рулеточного стола есть свои алчные наблюдатели, которые пытаются определить "тенденцию" — например, черные номера появляются несколько раз подряд, — чтобы сделать ставку против нее. Иногда игроки называют это "законом равновесия" или "учением о зрелости шансов".
На самом деле такого закона нет. Более точно это явление можно было бы назвать "иллюзией Монте-Карло". Нечетные цифры остаются теми же самыми в каждом туре, независимо от предыдущего.
Для математического анализа рулетки применима теория вероятностей — тридцать семь номеров выпадают с равной вероятностью. Если бы не было поля зеро, то у играющего были бы одинаковые шансы на выигрыш и проигрыш, а наличие зеро делает рулетку игрой, выгодной для заведения: в случае выигрыша игрок вместе с возвращаемой ставкой получает 36 ставок, хотя в рулетке 37 номеров! Иначе говоря, математическое ожидание выигрыша для казино составляет 1/37 сделанных ставок. То есть каждый игрок, ставящий на номера, всякий раз теряет в среднем 1/37 своей ставки. Вероятность выигрыша для такого игрока равна 18/37. Эта величина, казалось бы, почти равна 1/2. Но тем, кто пренебрегает словом "почти", напомним, что все казино мира зарабатывают деньги именно на разнице между 1/2 и 18/37. (При ставках на простые шансы вероятность выигрыша игрока даже чуть больше, так как в этом случае при выпадении зеро игрок теряет лишь половину своей ставки. Но все равно она меньше 1/2, и с этим ничего поделать нельзя.).
Азартными игроками было придумано великое множество систем игры, явно или неявно основанных на наличии у шарика памяти. Некоторые рекомендуют ставить на проигрыш (выпало красное — поставить на черное), некоторые — ставить на выигрыш. Широко используется стратегия чередования: поочередно ставить на красное и черное или, если вам так хочется, на чет и нечет. Иногда советуют увеличивать ставки в случае выигрыша и уменьшать в случае проигрыша, иногда советуют делать прямо противоположное. Азартному игроку остается лишь выбрать, согласно какой стратегии он будет проигрывать деньги. Но перед нами стоит другая задача — нам нужно выиграть в рулетку. Поэтому давайте обратим внимание на стратегию Д'Аламбера.
|